Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Приложение №1
к приказу МОАУ СОШ №9
№328 от 31. 08.23г.
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
обучающихся МОАУ СОШ №9 городского округа город Нефтекамск в 2023- 2024 учебном году
№ |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный
исполнитель |
Организационные мероприятия |
1. |
Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
в течение учебного года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
2. |
Организация разработки и утверждения планов мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности |
Сентябрь 2023 года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
3. |
Создание рабочей группы для координации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций |
сентябрь 2023 года |
Администрация школы |
4. |
Формирование базы данных обучающихся 5-9 классов 2022-2023 учебного года |
сентябрь 2023 года |
Классные руководители |
5. |
Формирование базы данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов 2023-2024 учебного года |
сентября 2023 года |
Рабочая группа |
6. |
Участие в республиканском мониторинге функциональной грамотности |
в течение года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
Организация работы общеобразовательных организаций по внедрению в учебный процесс банка заданий
для оценки функциональной грамотности |
1 |
Использование в образовательном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования), а также при формировании контрольно-измерительных материалов:
- промежуточной аттестации обучающихся;
иных оценочных процедур, предусмотренных общеобразовательной организаций при проведении внутренней оценки качества образования |
в течение учебного года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО, учителя-предметники |
2. |
Рассмотрение на школьных методических объединениях вопросов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
Руководители ШМО |
3 |
Родительские собрания на тему формирования функциональной грамотности у обучающихся |
в течение года |
Классные руководители |
Организация методического сопровождения по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности |
1 |
Участие в серии онлайн - уроков по финансовой грамотности |
в течение года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО, учителя-предметники |
2 |
Методический совет «Выявление наиболее эффективных методик и технологий, обобщение и распространение опыта работы педагогов по развитию функциональной грамотности школьников» |
ноябрь
|
Зам. директора по УР
Шайхалиева |
3 |
Педагогический совет «Формирование и развитие функциональной грамотности - одна из основных задач современного школьного образования» |
январь |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам
функциональной
грамотности |
1. |
Участие педагогов образовательных организаций в курсах повышения квалификации по направлениям функциональной грамотности |
в течение года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
Организация информационно-просветительской работы с родителями, представителями СМИ,
общественностью по вопросам функциональной грамотности |
1 |
Освещение мероприятий по формированию функциональной грамотности на сайте школы |
в течение учебного года |
Зам. директора по УР
Шайхалиева С.Ф., руководители ШМО |
Приложение 1
к приказу МОАУ СОШ №9
от 11.03.2022г. №079
ПЛАН
проведения метапредметной недели
«Движение к новым горизонтам»
с 28 февраля по 05 марта 2022 года
№ п/п |
Дата проведения |
Содержание мероприятия;
тема выступления, урока |
Место проведения |
Время проведения
(урок) |
Ответственный |
Д Е Н Ь П Е Р В Ы Й
«Спорт – это движение, а движение – это здоровье» |
1 |
ПОНЕДЕЛЬНИК
28 февраля 2022 г. |
Утренняя зарядка – это путь к бодрости и здоровью! 1-11 классы |
Рекреации
большой и малый спортивный зал |
7.45-8.55 |
Учителя физкультуры, классные руководители |
Урок русского языка «Виды спорта. Спортивная лексика» 5в класс |
23 |
|
Шайхалиева С.Ф. |
Урок математики «» 5а класс |
35 |
|
Курбанова З.В. |
Урок химии «Угольная кислота и ее соли» 9а класс |
19 |
|
Абубакирова Г.И. |
Занятие внеурочной деятельности |
Спортивный зал |
|
Махмутова Л.Н. |
|
|
Участие в городском слете пионеров, лидеров-активистов «Зимние командные игры» 5 кл |
|
|
Гусманова Р.Ю. |
ДЕНЬ ВТОРОЙ
«Движение к функциональной грамотности» |
2 |
ВТОРНИК
01 марта 2022 г. |
Развиваем математическую грамотность. Урок алгебры «» в 9а классе |
35 |
8.55 |
Саитова А.Н.
|
Развиваем естественно-научную грамотность. Урок биологии «» |
31 |
10.55 |
Гулюк Н.А. |
Развиваем финансовую грамотность. Урок обществознания 7а |
38 |
11.50 |
Карамова Д.Р. |
Квест –игра «Покорение функционального олимпа» 6 -7 классы |
Спортивный зал |
|
Ахметшина А.Р.
Мурсалимова Н.М.
Зиганшина Л.М. |
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Пока учитель движется вперёд – живёт и развивается школа! |
3 |
СРЕДА
2 марта 2022г. |
Методический совет “Метапредметность как основа современного урока”:
Игра «Что? Где? Когда?»
Тема: «Знатоки »
Мастер-класс “Создание ментальной карты «Метапредметные результаты образовательной деятельности»” |
26 |
14.15 |
Шайхалиева С.Ф.
Зиганшина Л.М. |
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
«Как шагать по ступенькам успеха?» |
4 |
ЧЕТВЕРГ
3 марта 2022г. |
Разговор с учащимися
“Что значит быть успешным”, «Активная жизненная позиция школьника – залог
успешности в будущей жизни », “Умение учиться - залог успеха в жизни», «Выбор профессии – серьёзный шаг к самостоятельной взрослой жизни» |
Классные кабинеты |
8.00-8.30 |
Классные руководители 5-9 классов |
|
|
Конкурс "Лучшее портфолио " (5-8 классы) |
26 |
12.20 |
Классные руководители 5-8 классов |
ДЕНЬ ПЯТЫЙ, ШЕСТОЙ
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.» |
5 |
ПЯТНИЦА
4 марта 2022г. |
Фестиваль “В семье единой” |
Актовый зал |
8.00-8.25 |
Классные руководители 1 -11 классов |
Конкурс чтецов «Честь. Отвага. Смелость» |
42 |
|
|
Конкурсная программа «А ну-ка, девушки» |
Актовый зал |
|
|
6 |
СУББОТА
5 марта 2022г. |
Широкая масленица 5 классы |
Школьный двор |
|
Яхина Л.Д.
Классные руководители |
|
|
Общешкольная линейка по итогам методической недели. Награждение победителей конкурсов |
Спортивный зал |
12.00 |
Шайхалиева С.Ф.
Яхина Л.Д. |
|
|
|
|
|
|
|
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Финансовая грамотность
4. Естественнонаучная грамотность
5. Банк заданий для начальной школы
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
3. Рекомендации по формированию читательской грамотности
4. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
5. Функциональная грамотность для педагога.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main